Особенности построения аквариумных композиций

В интерьерной иерархии у аквариума особое место: именно около него мы расслабляемся и снимаем стресс от накопившихся проблем. Вот почему правильно сформировать в нем композицию — значит приблизиться к гармонии внешней и внутренней.




Благодаря изначальному родству человека с природой, он всегда формирует свой мир, интуитивно руководствуясь чувством пропорции. Красиво и со вкусом оформленный водоем, гармонично вписавшийся в окружающее пространство, легко может оказаться нужным акцентом и доминантой всего архитектурного пространства.
Любое объемно-пространственное формирование подводного ландшафта предполагает дифференциацию и взаимосвязь отдельных элементов композиции относительно друг друга и внешнего интерьера помещения, а выявление систем соподчинения элементов и основных типов их отношений — главная закономерность построения композиции.
Основная задача аквариумиста-дизайнера — это создание гармоничного, художественно-выразительного образа, обеспечение целостности и единства общего решения аквариума. Для этого необходимо тщательно проанализировать параметры аквариума и окружающего интерьера, подобрать оптимальное цветовое и световое решение водоема. Подчеркнуть взаимосвязь внешнего окружения с ландшафтом аквариума можно за счет цветовой и тональной схожести отдельных элементов композиции. Очень эффектно в аквариуме смотрятся породы камня и дерева, схожие по тем или иным признакам с общей отделкой интерьера. Подбирать материалы для оформления лучше заранее, сосредоточив свое внимание на том, чтобы они гармонично сочетались друг с другом не только по цвету, но и по пластике. Важно не смешивать разные виды камня и породы дерева, особенно если они сильно отличаются по цвету и тону, если этого не предполагает задуманный вами дизайн. Гораздо сложнее работать с декорациями, не характерными для подводной среды, или материалами неприродного происхождения. Чаще всего такие оформления создают для «авангардного» или «минималистического» интерьеров, в которых аквариум не предназначен для созерцания на протяжении длительного периода времени.
При создании композиции основное внимание следует уделить геометрии предметов, их величине и положению в пространстве, массе, фактуре, цвету и освещению, которые могут изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество композиционных решений.
Важно анализировать сущность вашей объемно-пространственной композиции, сопоставляя ее по принципу: тяжесть—легкость, симметрия-асимметрия, динамичность—статичность, контрастность—нюанс.
Важно решить для себя, какого типа композицию вы хотите создать. Она может быть симметричной и асимметричной. Симметричные или центрально-осевые композиции больше подходят для высоких и узких аквариумов (типа башня). Асимметричные — для горизонтальных и вытянутых и выглядят более естественно. Закономерность построения симметричной композиции обеспечивает ее восприятие как целостной. В асимметричных композициях целостность достигается созданием зрительного равновесия всех ее элементов. Вот почему при работе по оформлению на всех этапах полезно отходить от аквариума и смотреть на него в целом.
Добиться уравновешенности композиции можно с помощью цветовых и световых отношений, ритма линий, пятен и пространственных членений. Повторение равных величин устанавливает простейшую зависимость между ними и силу их тождества.
При работе над выявлением взаимосвязей между элементами композиции важно выбрать основной объект, чаще всего доминирующий над остальными элементами по массе, но не являющийся акцентом вашей работы. Этот предмет будет основным связующим элементом ландшафта. Акцентом композиции должен стать предмет (предметы), максимально противоположный ему по своим свойствам.
При подборе материалов и декоративных элементов для оформления необходимо помнить, что слишком малое единство приводит к хаосу, а слишком малое разнообразие — к монотонности. Дисгармоничное сочетание элементов композиции можно легко объединить, если добавить к ней нейтральные (серые, черные и белые) элементы, например, грунт или коряги).
Цвет — неотъемлемая и важнейшая определяющая композиции внутри аквариума. Цвет подчеркивает строение объемов и пространства декораций, усиливает их воздействие на человека или, наоборот, нейтрализует его. В результате изменения колорита освещения за счет спектральных ламп мы можем изменять представления зрителя об объеме и пространстве внутри аквариума. Изменение интенсивности освещения влияет на восприятие основных характеристик, очертания форм, рельефа и фактурности декораций. Гармоничное сочетание хроматических «цветных» (желтый, красный, синий) и ахроматических «бесцветных» цветов (черный, белый и их производные) обеспечивает 90% красоты аквариума.
Восприятие цвета человеком закрепилось в цветовой классификации. Подсознательно мы различаем «теплые» и «холодные» цветовые гаммы. Теплая гамма основана на «красных», «оранжевых» и «желтых» пигментах и ассоциируется с пламенем. К холодным относятся синие, голубые и сине-зеленые, ассоциируемые с водой. Хотя это разделение весьма условно, эти цветовые гаммы имеют некие пространственные свойства: яркие теплые и контрастные сочетания характерны для ближнего плана. Холодные зрительно предпочтительней для заднего. В целом, цветовое богатство или аскетизм зависят только от эмоционального восприятия аквариумиста-дизайнера и его индивидуальных качеств: вкуса, остроты восприятия, ассоциаций, но, по возможности, продиктованы параметрами окружающего интерьера.

Аватар пользователя Praeclara
Россия
Москва
Сообщения: 547

В статье много интересных закономерностей дизайна и нет воды.

Сложность текста Полины диктуется сложностью темы, как мне показалось. Не всё в этой жизни можно описать пятью словами по три буквы. И не нужно.

Аватар пользователя Нина

Москва
Сообщения: 9

Мне понравились и дизайн, и текст! Полина - так держать!

Аватар пользователя euggn
Россия
Москва
Сообщения: 2882

Текст нормальный. Не разбитый, но читаемый. Из подобных материалов, по форме и содержанию - очень приятен этот ресурс.

Сегодня как раз занимался прополкой и безнадежной борьбой за упорядочение моих диких джунглей, так как для определения "композиционной ценности" собственных хаотических, полубессознательных действий привлекаю жену, неизбежно говорили об аквадизайне.
Ну, конечно, совершенно понятно, что это слово и явление моим аквариумам в этой жизни вообще не грозит, но прополов, пересадив, кое-где поправив и поменяв воду, приятно все же усесться на диван и вообразить себя каким-нибудь некрупным недоаманенком или кем-то типа того. Порассуждать о рукотворном прекрасном (к которому неспособен) и, в этой связи - главным образом, найти какое-нибудь утешение.

Так вот, обсуждая стиль "натюр аквариум" (которого у нас нет и никогда не будет) - мы обнаружили два восхитительных прикола.

Первый: довольно странно позиционировать как "натюр" нечто, часто пародирующее надводный ландшафт.
Второй: в большинстве работ (знакомых, в основном, по фото, благо сейчас есть прекрасные галлереи) нет одного очень важного элемента: той восхитительной небрежности, которая всегда свойственна нерукотворной красоте и природной гармонии. А без нее создается ощущение скуки и "целлулоидности" самого скейпа.
Получается - как комикс вместо литературы...

Аватар пользователя grower

Zerbst
Сообщения: 98
Alex_R :

А мне, именно стиль изложения очень понравился...

бывает...

Аватар пользователя grower

Zerbst
Сообщения: 98
Слава Юдаков :
Андрей Клочков :

Да, читать Полинины тексты - тяжело... Она хороший дизайнер и неплохой фотограф, но как-то не очень писатель...

я тебе давно хочу сказать, раз уж ты сам не видишь, что любые тексты из наших журналов будет тяжело читать, пока ты не начнешь отбивать абзацы пустой строкой, как это делаю я.

Тексты ваших журналов в массе своей интересны и читаются нормально, этот шедевр не спасти никакими отбивками абзацев, уж очень лихо написано. Что до Полины, то, что она хороший дизайнер и неплохой фотограф - так и слава Богу, удачи ей и вам

Андрей Клочков :

Да, читать Полинины тексты - тяжело... Она хороший дизайнер и неплохой фотограф, но как-то не очень писатель...

я тебе давно хочу сказать, раз уж ты сам не видишь, что любые тексты из наших журналов будет тяжело читать, пока ты не начнешь отбивать абзацы пустой строкой, как это делаю я.

А мне, именно стиль изложения очень понравился...

Да, читать Полинины тексты - тяжело... Она хороший дизайнер и неплохой фотограф, но как-то не очень писатель...

Аватар пользователя grower

Zerbst
Сообщения: 98

вот от таких "учебников" и появляется отвращение к образованию. Не знаю на сколько эти фразы общие, а вот то, что написаны они деревянно-чиновничьим языком это факт - неужели юная барышня на фото ЭТО писала?