выбор системы

выбор системы

похоже, что выбор системы для фотографирования, в просторечии, выбор камеры - один из самых наболевших. давайте попробуем его прояснить совместно, причем по возможности не сваливаясь в обычные перепалки типа кэнон против никона.

для начала мне бы хотелось показать два исходных момента.

первый - это тот факт, что для того, чтобы правильно выбрать, что нам надо приобрести, сначала надо определить, а что в итоге мы хотим получить. навскидку я могу предположить, что аквариумная фотография распадается как минимум на следующие жанры:

  • аквариум в интерьере
  • общий вид аквариума или его достаточно крупный фрагмент
  • съемка аквариумных рыб, других животных и растений
  • аквариумное макро

хотя первый и второй, а также третий и четвертый варианты немного пересекаются между собой, все они требуют своего подхода и разных примочек и аксессуаров. вероятно, можно придумать и другие, но первых четырех по моему вполне достаточно.

второй важный момент исходного обсуждения предполагает рассматривание в качестве кандидатов на приобретение исключительно цифровых зеркалок. почему так? даже обсуждать этого не хочу. если хотите обсудить, создайте тему рядом и идите туда.

сам выбор системы распадается как минимум на три части: выбор собственно камеры (тушки), выбор необходимого набора объективов и выбор аксессуаров, куда входит очень много всего.

кстати, сноска для начинающих - зеркальная камера отличается от всех прочих тем, что при выборе объекта съемки мы смотрим на него через тот же самый объектив, черех который будет проходить съемка. (бывают исключения в виде двухобъективных зеркалок, но в цифровом виде они не бывают да и вообще это редкость).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D1...

Вывод: пытливому и любознательному аквариумисту захочется снять и макро (обязательно) и крупные планы банки, а позавидовав репотажам Славы, он побежит снимать пейзажи и встретив там прекрасную незнакомку приступит к портретам.
Т.е. первоначально чайнику-любителю необходимо выбрать неплохую тушку, к которой можно будет (не сразу)(экономя баксы) собрать пару-тройку (для начала) объективов и аксессуаров для разных целей.

давайте определимся с критериями одбора.

для начала я хочу предположить, что мы собираемся фотографировать все перечисленные жанры:

цитата:

  • аквариум в интерьере
  • общий вид аквариума или его достаточно крупный фрагмент
  • съемка аквариумных рыб, других животных и растений
  • аквариумное макро

надо сказать, что аквариумная фотография вешь не простая, и система, пригодная для нормальной аквариумной съемки окажется великолепной в подавляющем большинстве любых других случаев. так что вопрос типа "хочу фотик для рыбок, но смогу ли я им фотографировать все остальное?" можно считать заведомо закрытым. возможности "аквариумной" камеры удовлетворят любым бытовым потребностям.

еще один критерий - конечный результат. допустим, это напечатанная форматом А4 фотография, которую не стыдно показать кому угодно и которую возьмет к публикации журнал средней руки. на меньшее замахиваться нет смысла, если у вас не так, вам тогда и зеркалка ни к чему, да и вообще, это не ваша тема. заметьте, я не говорю про то, что обязательно надо распечатывать, я говорю лишь про теоретическую возможность. но вообще, это хороший тест для первичной оценки результата ваших трудов - при просмотре фотографии спросите себя, готовы ли вы потратить 20-30 рублей для распечатывания в формате 20x30, и если нет, то может просто стереть ее нафиг?

для того, чтобы привязаться к каким-то общим параметрам, я буду рассматривать описание камер на foto.ru, а параметров таких там примерно четыре десятка. постепенно, я надеюсь, мы по всем по ним пройдем и поглядим что там и как.

конкретные примеры будем брать с того же сайта. в ценовом диапазоне до 30тр там нашлось 12 моделей пяти производителей. вот они:

  • CANON EOS 350D, (22800 руб.)
  • CANON EOS 400D Body, (19990 руб.)
  • CANON EOS 450D Body, (25980 руб.)
  • NIKON D60 Body, (22780 руб.)
  • NIKON D40X Body, (21580 руб.)
  • PENTAX K10D Body, (25590 руб.)
  • PENTAX K200D Body, (23990 руб.)
  • SIGMA SD14 BODY, (22780 руб.)
  • SONY DSLR-A100 BODY, (15100 руб.)
  • SONY DSLR-A200 BODY, (17100 руб.)
  • SONY DSLR-A300 Body, (20900 руб.)
  • SONY DSLR-A350 Body, (27100 руб.)

ВНИМАНИЕ, за письма типа "а я знаю, где на 100 рублей дешевле", буду нещадно бить вплоть до физического отключения.

я не занимаюсь рекламой фото.ру и сам у них почти ничего не покупаю, данный список просто удобен, нагляден и демонстрирует общий уровень и соотношение цен.

А Олимпусы?? 410, 510, 520 и еще некоторые?

Андрей Михневич :

А Олимпусы?? 410, 510, 520 и еще некоторые?

ага. понятно, почему я их упустил. на фото.ру они только в китовом виде продаются. пришлите список, удовлетворяющий ценовому диапазону, добавим.

А Nikon D80?

Olympus E-520 Body - Средняя цена: 22 230 р.
Olympus E-510 Body - Средняя цена: 15 120 р
Olympus E-420 Body - Средняя цена: 12 818 р.
Olympus E-410 Body - Средняя цена: 15 782 р
По данным яндекс маркет.

начнем со свойств светочувствительного элемента, т.е. матрицы

матирица цифровой камеры имеет много свойств, самые важные из которых - разрешение, физический размер и чувствительность

первый из них - это любимые рекламой мегапиксели, которы получаются перемножением количества светочувствительных пикселов по длине и ширине матрицы. так, матрица с разрешение 640x480 имеет 307200 пикселов, т.е. 0,3 мегапиксела. и так далее.

поначалу, когда первые примитивные матрицы были весьма дороги, цифровые камеры имели весьма малые разрешения, примерно от 0,3 до 2Мп. тогда-то и началась гонка за мегапикселями, которую вовсю подстегивала реклама. в самом деле, довольно сложно придумать другой такой наглядный для сравнения параметр. больше - значит лучше. коротко и ясно.

как обычно, на деле все оказалось не так просто. довольно быстро был достигнут уровень 5-6Мп, после котрого ничего принципиально нового уже не происходит. на обычных камерах и обычных объективах повышение разрешения матрицы с 6 до 8 или до 10Мп нормальный человек глазом не увидит. дальнейшее повышение разрешения при современных технологиях изготовления матриц может привести даже к некотрому ухудшению изображения. но об этом ниже.

с другой стороны, бессмысленность гонки за многомегапиксельной матрицей можно проиллюстрировать следующим образом: допустим, мы печатаем фотографию на бумаге. какая матрица и в каких случаях нам нужна?

полиграфическое качество обычно достигается при разрешении 300dpi (точек на дюйм). цифра 300 вообще говоря взята с потолка, так оно сложилось исторически. несложные опыты, которые можно провести даже дома на хорошем фотопринтере, показывают, что разрешение при выводе на бумагу можно безболезненно уменьшить примерно до 200 dpi. реально, даже до 180, при этом большинство людей разницы не заметят.

теперь переведем dpi в мегапикселы.

стандартная карточка 10x15 при 300 dpi должна быть напечатана с исходногого изображения 1800x1200 пикселов. это 2,1Мп.

если снизить требования к выводу до 180 dpi - то нужен файл с размерами 1080x720 пикселов. это 0,8Мп.

перейдем к нашей цели - качественная картинка формата а4.

300dpi - нужно около 3600x2400 - 8,7Мп - как раз примерно то, что минимально выдают все рассматриваемые нами камеры.

по заниженным требованиям с 180 dpi - 2160x1440 - 3,1Мп.

выводы по разрешающей способности матрицы - все что больше или равно 6-8 Мп - нас удовлетворяет. этим требованиям отвечают абсолютно все современные камеры из исходного списка. конечно, матрица бОльшего размера имеет некоторые преимущества, например возможность более свободного кадрирования в процессе обработки, но особого качества она нам не добавит. а вот проблемы с непомерно разросшимися размерами файлов добавятся.

кроме того, не надо забывать про еще два фактора, связанные с чрезмерной мегапиксельностью. 14Мп на современной матрице размером примерно 23x16мм просто избыточны. с одной стороны, большинство бюджетных объективов просто не имеют такого разрешения, чтобы реализовать возможности такой матрицы - отсюда начинают проявляться отрицательные оптические эффекты - замыливание, муар и т.д. с другой стороны, чем больше плотность пикселов на матрице тем больше цифровой шум.

строго говоря, по этой причине для себя я бы исключил из рассмотрения камеры с 11Мп и больше.

второй параметр матрицы, ее физический размер, крайне редко выносится в рекламу, а для некоторых цифромыльный вообще бывает даже в мануале отсутствует. на самом деле, на мой взгляд, он более важен, чем мегапуксель и прочее. здесь вот как раз тенденция, чем больше, тем лучше, проявляется во всей красе. по крайней мере на сегодняшний день. по этому критерию большинство рассматриваемых камер одинаковы - все с матрицами примерно 23x16мм, за исключением олимпусов и сигмы (у которой с матрицей вообще полная непонятка).

примерно такая же картина с чувствительностью. все камеры поддерживают эмуляцию значений от 100 до 1600, некоторые до 3200 единиц iso. но здесь тоже есть свои грабли. все эти 1600 и больше - это только по инструкции. на самом деле, на верхних уровнях чувствительности все они шумят так, что снимок с мобилы по сравнению с ними покажется шедевром. поэтому на такие вещи надо смотреть реально. сам я имею небольшой опыт по этой части. могу сказать, что у Canon d350 - iso 800 еще рабочее, а у Nicon d70 iso 400 - уже под сомнением. завтра попробую на эту тему сони а350 - расскажу.

владельцы других камер - пусть скажут свое мнение.

Сергель :

А Nikon D80?

выпадает из цены до 30000р.

Аватар пользователя Sleepy
Россия
Москва
Сообщения: 2211
Слава Юдаков :

могу сказать, что у Canon d350 - iso 800 еще рабочее, а у Nicon d70 iso 400 - уже под сомнением. завтра попробую на эту тему сони а350 - расскажу.
владельцы других камер - пусть скажут свое мнение.

http://www.reefcentral.ru/sleepy/Football220... - это и почти все другие кадры, которые можно увидеть если нажать Index и пощелкать по кадрам - почти всё снято на 3200. Изредка на 1600.
Кажется там минимальное снижение светового шума в лайтруме и прямой экспорт на ftp для просмотра. Т.е. никаких долгих и вдумчивых давлений и коррекций в фотошопе.
Сам понимаю что снимки подразмыты, но снималось при неважном освещении и с движущейся машины.
Если какой кадр заинтересует - могу показать в нулевой обработке и без шумодава.
Canon 40D.

Аватар пользователя Ваге
Армения
Ереван
Сообщения: 2133
Слава Юдаков :

с другой стороны, чем больше плотность пикселов на матрице тем больше цифровой шум.

Собственно, дело скорее в физических размерах пикселя - чем он крупнее, тем лучше.

Грубо говоря, каждый пиксель (строго говоря, каждый субпиксель - каждый пиесель состоит из 3 субпикселей с красным: зеленым и синим светофильтрами) на матрице - это конденсатор, которому передается определенный заряд. При попадании света на этот элемент часть заряда утекает. Чем больше света попадет (т.е. чем больше интенсивность света и чем дольше его воздействие) тем больше заряда утечет. При считывании изображения измеряется остаточное напряжение на этом конденсаторе - чем ниже напряжение, тем больше заряда утекло, значит, тем больше света падало на этот пиксель, и тем светлее должна быть эта точка.

Так вот, "конденсаторы" эти неидеальны, и даже при отсутствии света заряд из них со временем утекает. При том: неидеальность у каждого (суб)пикселя индивидуальная - какой-то больше "стравливает" за единицу времени, какой-то меньше. Видно это наиболее отчетливо когда снимаем в темноте и на длительных выдержках: в таких условиях утечка заряда от неидеальности субпикселя становится сравнимой с "правильной" утечкой от попавшего на них реального света. Проявляется это в виде так называемого цветового шума - красные-зеленые-синие точки, усыпающие темную фотографию как песочек - это и есть "спустившие" заряд субпиксели.

Так вот, у крупных пикселей (мало мегапикселей при больших физических размерах матрицы) есть преимущество - во первых, у них токи утечки гораздо меньше, и во вторых, чувствительность гораздо больше (т.к. они "собирают" свет с большей поверхности) - а значит, длительность выдержки понадобится меньшая, чем для маленького пикселя.

К сожалению, вместе со значительным увеличением размеров матрицы, помимо сильного удорожания (ввиду сугубо технологических причин), начинаются свои специфические проблемы. Думаю, об этом захочет рассказать Sleepy.